Компания Ford Motor Company подала патентную заявку на систему камер и датчиков, которые позволят автомобилям сообщать о превышении скорости другими машинами. Такая информация, как скорость и GPS-координаты, будет передаваться непосредственно в местную полицию, что облегчит правоохранительным органам наблюдение на дорогах. Это вызывает вопросы о конфиденциальности данных, в отношении которых компания ранее уже вела споры.
В настоящее время автомобилисты подвергаются усиленному наблюдению за превышением скорости и другими нарушениями правил дорожного движения. Этому способствуют сверхэффективные технологии камер контроля скорости и придорожных камер. В странах, где эти технологии широко используются, теперь практически невозможно проехать на красный свет, проехать слишком быстро во время дорожных работ, воспользоваться автобусной полосой, припарковаться на местах, предназначенных для инвалидов, и т. д. без риска быть оштрафованным.
Более того, камеры нового поколения, оснащенные искусственным интеллектом, теперь могут распознавать водителей, разговаривающих по телефону за рулем, не пристегнутых ремнями безопасности или выполняющих другие действия, которые могут отвлечь их от управления автомобилем и подвергнуть опасности.
Некоторые последние модели автомобилей также оснащаются встроенными системами помощи, призванными повысить безопасность. Например, в Европе все новые автомобили в обязательном порядке должны быть оснащены интеллектуальными функциями контроля скорости. Это позволяет автомобилю автоматически снижать скорость до достижения установленного ограничения или заставлять водителя снизить скорость с помощью звуковых сигналов или вибраций, которые становятся все более неприятными по мере превышения установленной скорости.
В своем новом патенте Ford пытается расширить возможности подобных панелей контроля скорости. Патент, однако, нацелен на выявление нарушений других автомобилистов, а не самого транспортного средства — несколько навязчивый аспект, который неизбежно вызывает опасения по поводу конфиденциальности такого рода данных.
Система для облегчения работы полиции?
Заявка на новый патент под названием «Системы и методы обнаружения превышения скорости» была подана в Бюро по патентам и товарным знакам США (USPTO) 12 января 2023 года и опубликована USPTO 18 июля. В ней содержится ряд эскизов, показывающих, как транспортные средства могут использовать систему встроенных камер и датчиков для обнаружения нарушителей скорости и сообщения о них властям.
В частности, когда автомобиль, оснащенный системой, обнаруживает другого водителя, превышающего скорость, он использует свои камеры для получения изображения. Затем он отправляет отчет с изображениями, данными о скорости и GPS-координатами автомобиля-нарушителя в ближайшую полицейскую машину. Информация также может храниться на сервере в ожидании отправки. После этого власти сами определят порядок действий.
Схема, взятая из патентной заявки Ford, показывающая, как может работать система, позволяющая автомобилям отслеживать и сообщать о превышении скорости. © Ford Motor Company
По словам представителей Ford, эти новые функции призваны облегчить работу полиции, а также могут быть интегрированы в автономные автомобили. По словам представителя компании, технология будет использоваться в первую очередь в автомобилях, которые Ford продает полиции.
Однако в патенте не указано, может ли система быть интегрирована в автомобили компании для частного использования, или же она может быть применена к другим транспортным средствам, таким как туристические или коммунальные автомобили (например, такси). С другой стороны, учитывая, что сотрудники полиции не будут присутствовать при фиксации правонарушений, неясно, какие юридические аргументы компания может использовать для внедрения этой технологии.
Риск для конфиденциальности данных
С другой стороны, эксперты по защите данных считают, что эта технология может представлять риск. «Предоставление потребителям возможности сообщать друг другу в правоохранительные органы о превышении скорости — это довольно антиутопично«, — сказал The Record Джефф Джокиш, эксперт по брокерским операциям с данными и соучредитель компании ObscureIQ, занимающейся исследованиями и защитой данных. «И это скользкая дорожка с технологией [Ford]. Это очень плохая идея«, — говорит он.
Важно также знать, что, оставаясь одним из ведущих поставщиков автомобилей на Западе, компания Ford ранее уже была вовлечена в споры о конфиденциальности и использовании данных водителей автомобилей. Ранее компания продавала данные о манере вождения таким компаниям-брокерам, как LexisNexis и Verisk, которые затем перепродавали их страховым компаниям. Предлагаемая новая технология также потенциально может быть использована для этих целей.
Однако в итоге патент может и не быть получен, как это было с предыдущими предложениями, от которых производитель отказался. Один из них, например, касался системы, которая автоматически брала бы на себя управление автомобилем, если владелец задерживал платежи.