Содержание
Удары украинских дронов по нефтебазе в Пролетарске и по порту «Кавказ» имели как ожидаемые, так и неочевидные последствия: в Крыму образовались очереди на АЗС и рванули вверх цены на бензин. В Ростовской области владельцы баз и нефтехранилищ начали избавляться от своих активов.
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Юг в огне
Нефтебаза в Пролетарске Ростовской области после повторного удара украинских дронов, видимо, сгорит дотла, говорят очевидцы. Не помогли ни молитвы священников, ни жертвы со стороны пожарных, когда пятеро из них оказались в реанимации. Баки горели, из них вытекали авиационный керосин и другое топливо. Сегодняшний удар БПЛА подвел черту под напрасными усилиями МЧС потушить горящий 6 дней объект. Карфаген должен быть разрушен.
Вчерашний налет на паром «Конро Трейдер» случился через несколько месяцев после неудачных попыток ВСУ разрушить Крымский мост. На этот раз была атакована переправа, через которую полуостров получает 25% топлива. Немедленно поднялись цены на АЗС в Керчи. АИ-95 в течение нескольких часов подорожал на 1,5 рубля за литр, преодолев барьер в 70 рублей и опередив цены на дизель.
Какие последствия новые атаки будут иметь для нефтяного бизнеса на юге России и для населения Крыма?
Пожар на базе Росрезерва под РостовымВидео: Телеграм
Продажа нефтебазы в Ростовской области
Распродажа нефтебаз?
В Ростовской области собственники сразу нескольких нефтебаз решили избавиться от своих активов. Объявления были размещены почти неделю назад — как раз тогда, когда украинские дроны нанесли удар по нефтебазе Росрезерва в Пролетарске. Через три дня там же появились еще объявления такого же содержания — продаем нефтебазу. Например, собственник базы предлагает свой актив за 45 миллионов рублей:
«Ростовская обл., Матвеево-Курганский р-н, Матвеево-Курганское сельское поселение.
Продается нефтебаза с ж/д путем на четыре вагона. Объем емкостей под хранение 1000 куб. м c перспективой увеличения. Такжe двa сливных и три заливных терминала под a/м. Общая площадь территории 14 581 кв. м. Имеется административное здание co всеми удобствами и зданиe под машинноe отделение c помещением для персонала. Год назад произведен капремонт всего оборудования, в т. ч. зданий и помещений. Также имеются два пожарных резервуара и пожарный водоем. Продажа от собственника».
Нефтебаза на продажу в Волгодонске
5 дней назад, после того как хранилище государственного топлива в соседнем Пролетарске уже горело, другой собственник в Волгодонске решил завершить свой бизнес и расстаться с предприятием. Эта база включает в себя не только резервуары ГСМ на 15 тысяч кубов, но и трубопровод длиной 1250 м, нефтеперерабатывающую установку, подъездные пути и т. д.
Владелец оценил свое предприятие в 65 миллионов рублей.
В соседних областях, где прилеты — часть распорядка дня, например в Белгородской области, на продажу выставлены также две нефтебазы. Продаются два объекта в Воронежской области.
Но больше всего предложений в Ростовской области, причем есть уже объявления, в которых собственники предлагают землю, хотя на участке находится действующая нефтебаза. Такое предложение разместили владельцы 19 августа и предлагают за 250 миллионов рублей приобрести 4 га земли на пересечении Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев:
«Продается производственное предприятие на земельном участке площадью 4 гектapa. Нефтебазa с установкой пo переработке углеводородногo сырья с объемом переработки от 120 до 140 тонн в сутки. Предприятие располагается в привлекательном районе на пересечении Ростовской области и Ставропольского края. Рядом проходит трасса М-4 „Дон“. Резервуарный парк составляет 4000 тонн и рассчитан на хранение до пяти различных продуктов, из них: 1000 тонн для хранение нефти, 1000 тонн для хранения мазута, 2000 тонн для хранения светлых нефтепродуктов (дизель, бензин, керосин)».
Фейк или правда?
У экспертов есть сомнения, что собственники действительно начали сбрасывать нефтебазы именно в связи с пожаром в Пролетарске.
Эксперт аналитического центра «ИнфоТЭК», доцент финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов говорит, что на атакованной базе хранилось топливо для воюющей армии и такие хранилища на «Авито» не продаются:
— Как я понимаю, в данном случае шла речь о пожаре на нефтехранилище, которое обслуживает не гражданское население, а вооруженные силы. Поэтому сравнивать крупную базу Росрезерва с небольшими частными нефтебазами просто несерьезно. У всех крупных нефтяных компаний есть свои нефтебазы, которые служат для обеспечения АЗС.
Бывший руководитель Топливного союза Дмитрий Гусев сомневается, что объявления не фейковые:
— Я тоже могу разместить объявление о продаже нефтебазы за 5 рублей, но у меня ее нет. Мы можем и надписи на заборе комментировать, но это не означает достоверности информации. Слухи и непроверенные данные комментировать смысла нет. Безусловно, кто-то продает нефтебазы или заправки. Есть такое. Но «после того» не означает «вследствие того», плюс непроверенные данные.
База ГСМ в Ейске — цена 70 млн рублей
Однако объявлений на «Авито» о продаже нефтебаз сейчас два десятка только по югу России. Проблема безопасности объектов нефтяной инфраструктуры остается актуальной. После пожара в Пролетарске стало очевидно, что от налетов не застрахован никто. Если уж государство не может защитить свои базы ГСМ, то что говорить о мелких нефтехранилищах?
Таких объектов по всей стране более 40%, а безопасность их так же мало гарантирована, как и у вертикально интегрированных компаний, ведь и там тоже после налетов взрывается. Однако частные собственники не потянут расходы ни на антидроны, ни уж тем более на ЗРК «Панцири».
— Могут продаваться нефтебазы, которые находятся в собственности не крупных компаний, а частных лиц, небольших ООО. Эти базы обычно служат для обеспечения независимых АЗС, которые не входят в ВИНК. Здесь возможны продажи. Удар по нефтебазе ВИНК — это, конечно, большая неприятность, но не сказывающаяся на деятельности всей компании. Для частных лиц это, конечно, большая потеря, — признает Валерий Андрианов.
Удар по паромной переправе «Кавказ»
Бесконтрольные независимые АЗС и Госрезерв
Проблема цен на независимым АЗС хотя и беспокоит государство, но никаких практических шагов, кроме окриков ФАС, в отношении этих предприятий не предпринималось.
«Независимых» трудно прижать экспортом или отлучением от демпфера — они в раздаче бонусов от государства не участвуют, покупают свой товар на бирже по биржевым ценам, поэтому в договоренностях между правительством и нефтянкой не задействованы. Однако половина топлива для населения идет через них.
Мыслей о большем регулировании не связанных с государством продавцов топлива власти не оставляют.
Более существенный вопрос остается без ответа.
В России Государственный резерв ГСМ обеспечивает только армию и госструктуры. Для всех остальных действует правило, которое все повторяют как мантру: все резервы страны хранятся в ее недрах. Однако после 2,5 года военных действий и бесчисленных атак украинцев на российские НПЗ стало очевидно, что на нефти марки «Юралс», которая, конечно, хранится в Сибири, на современном автотранспорте далеко не уедешь.
Загрузка состава с топливом на паром «Конро Трейдер» незадолго до атакиВидео: ТГ
И то, что частники начали сбрасывать свои активы в нефтянке, — это хороший повод навести порядок в регулировании запасов ГСМ, считает Андрианов:
— У нас есть Госрезерв, который обеспечивает армию и другие государственные структуры, помимо этого, нужны государственные коммерческие запасы по образу того, как они действуют в других государствах Европы и США. Эти резервы должны быть хорошо защищенными, защитой должно заниматься государство. Там накапливаются определенные ресурсы в случае не только атак, но и на случай дефицита, скачка цен. Такие хранилища должны создаваться и использоваться в коммерческих целях.
Пожар на пароме на переправе «Кавказ» после удара дронаВидео: ТАСС
Атака на паромную переправу, или Сколько запасов топлива в Крыму?
Остановка паромного сообщения с Крымом после вчерашней атаки дронов в Керченском проливе вызвала немедленный рост цен на бензин в Керчи и в Крыму и длинные очереди на АЗС на полуострове. Власти говорят, что причин для беспокойства нет.
«В акватории Азово-Черноморского бассейна находится достаточное количество паромов, в том числе железнодорожных, для перевозки грузов в вагонах и цистернах. Объем грузов через Керченскую паромную переправу сегодня небольшой. Паромное сообщение поддерживается как один из альтернативных вариантов доставки», — сообщил Глава ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Республики Крым Анатолий Цуркин.
Однако успокоительные мантры крымского начальства не совсем верно отображают реальность. Олег Абелев подтверждает, что каждый 4-й литр топлива в Крыму приходит на полуостров паромом:
— Это, конечно, неприятный инцидент, но если взять в долевом соотношении поставки в Крым, то паромный путь — это примерно 20-25%. Железнодорожный — более регулярный и больший объем поставок.
Железная дорога в Крым по новым территориям
Железная дорога по новым территориям, об открытии которой рапортовали власти, действует не на полную нагрузку. О проблемах безопасности также хорошо известно.
— Этот путь более опасен, чем паромный через пролив. Но мы прекрасно понимаем, что должны быть альтернативные пути доставки. Скорее всего, какие-то объемы будут поставляться, возможно, меньшей воспламеняемости, не только нефтепродукты, но и сыпучие грузы, без жидких фракций, облегчив нагрузку на мост.
В Крыму, как и по всей стране, коммерческие резервы если и существуют, то только в пределах каждой компании. Однако на полуострове крупных ВИНКов нет. Мелкие сети такие запасы создавать не могут и не хотят — эти издержки только увеличат стоимость горючего.
Очереди на заправках — это скорее психологический момент. Государство наладит поставки рано или поздно по альтернативным путям. Но цены поднимутся в любом случае. Об этом пишут сами жители Крыма.
Очереди в Керчи после удара дронов по парому
Виктор Шевченко: бензина, может, и хватит, но цена подскочит однозначно.
Люди гадают, что теперь их ждет на заправках. Владислав Десяк в «ВКонтакте» спрашивает: «Интересно, какая теперь будет цена на бензин?» В ответ Владислав мрачно замечает: «100 рублей за литр 95-го». Хрюн Моржов властям также верит мало: «Ну, теперь, видать, 95-го еще долго не будет, а остальное топливо скрепно подорожает…»
Эксперты в этом вопросе одного мнения с народом. Валерий Андрианов говорит:
— Вряд ли цены пойдут вниз. Это такая российская традиция: достигнув какого-то показателя, розничные цены не снижаются, но их рост либо прекратится, либо существенно замедлится, так как спрос осенью будет гораздо меньше, чем летом.
Пока литр 95-го в Крыму не по 100 рублей, но за отметку в 70 рублей он перевалил.